Аврамова М. Библиотечная сеть: куда идём?//Библиополе.-2015.-№9.-С.2-5
Основы государственной культурной политики (2014 г.) закрепляют необходимость «сохранения библиотек как общественного института распространения книги, приобщения к чтению, принятия мер по модернизации их деятельности»». Однако ситуация в профессиональной сфере сегодня неоднозначна: с одной стороны, существуют общие для многих наших учреждений проблемы, а с другой – появляются новые возможности, которые коллеги не всегда используют.
В статье заведующей сектором научно-методического отдела библиотековедения РНБ Маргариты Аврамовой представлен мониторинг сети общедоступных библиотек, который осуществляет РНБ с 2011 г. в рамках общероссийского проекта «Корпоротивная полнотекстовая база данных «Центральные библиотеки субъектов Российской Федерации». Приводим основные тезисы статьи.
Мониторинг выявил следующие ключевые проблемы:
- Разрушение сетевой организации библиотечного обслуживания населения на муници-пальном уровне и, как следствие информационно-библиотечного пространства региона и страны в целом.
- Сокращение сети наблюдается в большинстве субъектов РФ (в 75 регионах). По факту за три года не стало почти 2 тыс. учреждений (1857)
- Сокращение режима работы, увеличение числа учреждений, обслуживающих читателей по сокращённому графику с минимумом услуг.
С 1 января 2015 года в Калужской области всех сотрудников сельских филиалов перевели на неполную 27-часовую рабочую неделю. Зачастую СБ открыты всего два-три часа в день или два-три дня в неделю, т.е. жителей постепенно приучают обходиться без биб-лиотек.
Возможно, именно такой режим работы стал основанием для закрытия библиотек с формулировкой «в связи с не востребованностью библиотечного обслуживания жителя-ми села» (Новосибирская область), «в связи с невыполнением70% охвата населения библиотечным обслуживание» (Забайкальский край), «в связи с малой посещаемостью и не полным функционирование» (Липецкая область)
В статье затронуты вопросы регулирования полномочий в библиотечной сфере, организационно-правовые проблемы в свете ФЗ - №136 , ФЗ - №131.
В продолжение этой темы хочу порекомендовать не менее актуальную статью:
Алексеева Н. Поставьте всех в известность о себе//Библиополе.-2015.-№9-С.6-9
На данном этапе перед библиотеками стоит одна из первоочередных задач: как сделать библиотеку видимой для населения? Важную роль в этом играет установление прочных связей библиотеки с общественностью: информирование об услугах и текущих событиях, проведение РR-акций, издание востребованных пособий и рекламной продукции. Такая деятельность поможет сформировать привлекательный, инновационный образ открытого учреждения культуры, сделает библиотеку в глазах населения видимой и привлекательной, увеличит количество пользователей и посещений библиотеки.
В статье описан опыт работы Липецкой областной детской библиотеки, а именно: создание и продвижение имиджа библиотеки, сотрудничество со СМИ, активное использование возможностей внутренней рекламы (информационные стенды, сайт, выпуск библиографических пособий). Надеемся, что вы найдёте полезную для себя информацию и примените её на практике. |