Непостижимый Петербург
Всем, кто бывал в Санкт-Петербурге или собирается посетить культурную столицу, покорить и прорасти корнями, хочу порекомендовать подборку произведений, в которой не просто книги с действием в Санкт-Петербурге, а те, где город выступает действующим лицом, без него бы эти книги не состоялись. Читайте, наслаждайтесь, бродите по проспектам, улицам и переулкам под «оглушительный шум экипажей по обнажённой мостовой», глотайте «первую петербургскую пыль после потопа грязи и чего-то очень мокрого в воздухе», слушайте «крик чаек над Невой».
Не поленитесь, прочтите «Петербургский дневник» Достоевского и вы увидите другой Петербург, не такой парадный. Пушкин восклицает «Люблю тебя, Петра творенье!..», Достоевский говорит: «Нет!». «Что же, в самом деле, такого сказать вам нового, лучшего?» - спрашивает ещё начинающий писатель и тут же отвечает: «Что на Невском проспекте процветают новые омнибусы, что Нева занимала всех всю неделю, что в салонах еще продолжают зевать, в положенные дни, с нетерпением ожидая лета».
Повествователь «Петербургского дневника», двойник молодого Достоевского, бродя по Петербургу, становится участником или свидетелем событий текущей городской жизни, а затем сообщает о своих впечатлениях в очередном фельетоне. Великий Достоевский рисует портреты петербургской жизни так проникновенно, что перед глазами невольно увидишь «флегматически-разбитого, на все четыре ноги, коня решившегося от нечего делать сострить, то есть выбрать самого сурового и занятого прохожего (за которого он, вероятно, принял меня), легонько ухватить за воротник или рукав, потянуть к себе, и потом, как будто ни в чём ни бывало, показать мне, вздрогнувшему и вспрянувшему от тоскливой утренней думы, свою добродетельную и бородатую морду». Вместе с автором хочется воскликнуть «Бедная кляча!». А какие портретные зарисовки, какая ирония: «когда петербуржец узнает какую-нибудь редкую новость и летит рассказать ее, то заранее чувствует какое-то духовное сладострастие; голос его ослаб и дрожит от удовольствия; и сердце его как будто купается в розовом масле. Он, в эту минуту, покамест еще не сообщил своей новости, покамест стремится к приятелям через Невский проспект, разом освобождается от всех своих неприятностей, даже (по наблюдениям) излечивается от самых закоренелых болезней, даже с удовольствием прощает врагам своим. Он пресмирен и велик!», и ещё «Уж известно, что зевота в Петербурге такая же болезнь, как грипп, как геморрой, как горячка, болезнь, от которой еще долго не освободятся у нас никакими лечениями, ни даже петербургскими модными. Петербург встаёт зевая, зевая исполняет обязанности, зевая отходит ко сну».
А вы послушайте, что Фёдор Михайлович пишет о студенчестве: «Сынок немедленно схватывает верхи, пускается в жизнь, заводит европейский костюм, заводит усы, эспаньолку, и папенька, вовсе не замечая того, что у сынка в то же самое время заводится голова, заводится опытность, заводится самостоятельность, что он, так или не так, хочет жить сам собою и в двадцать лет узнал даже на опыте более, нежели тот, живя в прадедовских обычаях, узнал во всю свою жизнь». Разве что–то изменилось? Разве не возникает улыбка?
Читая «Петербургский дневник» Достоевского я проникаюсь нежностью и любовью к городу на Неве, возникает желание вновь посетить «самый призрачный и странный из всех российских городов». Мне приходилось не один раз бывать в этом, возникшем «по велению Петра, из ниоткуда, без корней и традиций городе», и каждый раз привожу с собой новые впечатления.
Оказывается, есть документальный цикл «Петербургский дневник» задуманный режиссёром и сценаристом Александром Сокуровым как мемориал культурной жизни города, созданный средствами кино и видео. Музыкант Юрий Шевчук, писатель Андрей Битов, актёр Андрей Толубеев являются главными действующими лицами. Первый фильм «Открытие памятника Достоевскому» снимался как документальный репортаж с места события — у Владимирской площади, на которой стоит церковь и к которой выходит улица, где жил и умер великий писатель. Задумчивый, слегка нахмуренный, таким представлен он, вылитый из бронзы. У памятника писателю всегда цветы, собирается молодёжь, туристы. Три года назад, я бродила по этой улице, даже жила в 10 минутах ходьбы от неё. В Петербурге, что не шаг, то история, поэтому ты всегда оказываешься невольным участником исторических и культурных событий.
Перечитайте «Белые ночи» Достоевского, это одно из самых светлых и поэтических произведений писателя. Молодой чиновник-разночинец и юная девушка, оба чистые и ясные душой, изображены здесь на фоне петербургских каналов, озаренные сиянием белых ночей. Созданный писателем образ одинокого интеллигентного героя, чувствующего себя чужим и заброшенным в большом шумном городе, его скромные мечты о тихом «своем уголке», рассказ Настеньки о жизни в доме бабушки, обращение к теме «белых ночей» для характеристики «призрачного» Петербурга, описания его каналов — все это овеяно поэтической атмосферой пушкинских поэм.
У каждого, посетившего северную столицу свои впечатления. У Николая Павловича Анциферова, одного из создателей литературного краеведения, историка и краеведа, они выросли в серию работ о Петербурге. «Петербург – это русские Афины, стольный город духовной культуры» - так сформулировал Николай Павлович свои первые впечатления от встречи с городом. Откройте для себя «Непостижимый Петербург..», прочитав уникальный по собранному материалу поэтический рассказ о городе, воспетом поэтами и писателями, жившими здесь в течение двух веков. Сборник включает три его произведения «Душа Петербурга», «Петербург Достоевского», «Петербург Пушкина». Прочтите, не пожалеете.
Читая стихи малоизвестного поэта Серебряного века Николая Агнивцева, вы ощутите красоту и величие «непостижимого города». В молодости молодой поэт грезил Парижем, но попав туда, начал тосковать об утраченном Петербурге, символе родины и юности. Вся сила этой тоски отразилась в пронзительных и лаконичных стихах, равным которым по глубине и мощи больше не довелось написать поэту. Вышел сборник в 1923 году, в Париже, и содержал 38 стихотворений, все до одного о любимом, покинутом поэтом городе. К сожалению, сборник его стихов вы не найдёте в нашей библиотеке, но с ним можно ознакомиться на сайте http://lib.ru/POEZIQ/AGNIWCEW/. Вот несколько строк из его поэтического сборника «Блистательный Петербург», который считали уникальным по всем меркам.
В моем изгнаньи бесконечном
Я видел все, чем мир дивит:
От башни Эйфеля до вечных
Легендо-звонных пирамид!..
И вот "на ты" я с целым миром!
И, оглядевши все вокруг,
Пишу расплавленным ампиром
На диске солнца: "Петербург"
Желаю приятного чтения.
Г.В.Жаркова, вед. методист Центральной библиотеки
|