Есть такие любимые книги, которые ты перечитываешь много раз в своей жизни. Одной из таких любимых и важных книг для меня, является роман американского писателя- фантаста Рея Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», написанный писателем в 1953году. Этот роман- пророчество актуален и сегодня. Сейчас много говорят о катастрофическом падении интереса к чтению,о ненужности книг и о смерти книги , как таковой. Да, может быть , как бумажный носитель информации, книга уступает электронной. Но печатная книга выполняет свою культурную , гуманитарную, просветительскую и эстетическую миссию. Она -память человечества , книга хранит всё то, что накоплено человечеством за всю историю своего существования. И в истории были не раз примеры варварского уничтожения книг. Книги сжигали в Александрийской библиотеке тысячу лет назад. Потом- в гитлеровской Германии, в Китае, в России, в Ирландии уже в наше время. Многие страны пережили это. Когда правительство чувствует своё интеллектуальное бессилие, оно сжигает книги.
Американский писатель Рей Брэдбери родился 22 августа 1920 года в городе Уокиган, штат Иллинойс. Полное имя- Раймонд Дуглас Брэдбери. В 1934 году семья писателя перебирается в в Лос- Анджелес, где Брэдбери проживёт до конца своих дней. Умер Брэдбери 5 июня 2012 года, прожив долгую и удивительную жизнь.Так кто же такой писатель Рей Брэдбери? Для одних он великий писатель -фантаст, провидец будущего . Человек, изменивший мир своим творчеством и покоривший сердце не одного поколения читателей. Это он придумал и описал «эффект бабочки» в рассказе «И грянул гром».Это он изобразил в своём романе «451 градус по Фаренгейту» тоталитарное общество потребителей, в котором нет места культуре и книге. Их заменило телевидение. Это он написал проникновенную автобиографическую повесть о далёком и удивительном детстве «Вино из одуванчиков» (1957 г.).
За нестандартность мышления, непохожесть на других писателей- фантастов Р. Брэдбери удостоен многих наград и престижных премий- премии «Гэндальф» в 1980 году и премии Ассоциации американских писателей- фантастов «Великий мастер» в 1988 году.
Рей Брэдбери написал более 800 рассказов, повестей, романов, пьес, кино, радио- и телесценариев, статей заметок, предисловий, интервью и три сборника стихов.
Для других Рей Брэдбери- чудаковатый человек до старости оставшийся ребёнком.
Писать Брэдбери начал под впечатлением произведений Эрнеста Хемингуэя и Томаса Вульфа. В двадцать лет он решил, что будет только писателем и никем иным.
Своё образование, как утверждал сам писатель, он получил в библиотеке, став её завсегдатаем. Каждую неделю он писал по одному рассказу и отправлял их в разные издательства. К середине сороковых годов Брэдбери был широко известен. В 1947 году выходит его первая книга- «Мрачный карнавал». Знакомый издатель советует ему соединить рассказы о «красной планете» в роман. Так появляются его «Марсианские хроники» (1950), принесшие ему мировую славу и известность. В чем секрет творчества писателя Р. Брэдбери? Сам писатель объясняет её тем, что он «сохранил ребёнка внутри» себя и не даёт ему состариться. У него своё специфическое мироощущение. Романтическое восприятие реальности как не иссякающего «колодца чудес» позволяет ему сохранять веру в то, что в жизни каждого, даже самого обыкновенного человека должно найтись место для радости и чуда. Брэдбэри создал свой особенный стиль. Он сторонник краткой афористичной фразы. В его произведениях много риторических вопросов, восклицаний.
В эпиграфе романа «451 градус по Фаренгейту» Рея Брэдбери говориться, что температура воспламенения бумаги- 451 градус по Фаренгейту. В романе описывается общество, которое опирается не на культуру человечества в целом, а лишь на массовую культуру и потребительское мышление. Это общество, в котором люди утратили способность общения друг с другом. Они перестали замечать вокруг себя красоту зелёной травы, шорох опавших листьев, касание капель дождя... Всё , что их интересует- это лишь материальное благо и развлечения. Книги в этом обществе очень вредны. Ведь они заставляют задумываться о жизни. Хранение книг здесь является преступлением, они подлежат сожжению. Книги- это человеческие мысли. Мысли о добре и зле. Мысли о верности, доблести, любви, нравственности. Мысли о предательстве , трусости коварстве. Мысли о достоинствах человека и его недостатках. А всякую мысль нужно уничтожать. Вот поэтому сжигают книги. Пусть будут все одинаковые, пусть думают одинаково. Такими людьми легче управлять и манипулировать. Всё , что нужно таким гражданам- еда и развлечения. Чем меньше задумывается человек о смысле своего существования, тем лучше для государства.
Главный герой романа, Гай Монтэг, работает «пожарным». На протяжении чтения всего романа мы можем наблюдать метаморфозу главного героя. В начале Монтэг «пожарник», с наслаждением жгущий книги, а в конце он становится сам «человеком -книгой». Он хранит в своей памяти текст великой книги человечества Библии. Знаковая встреча главного героя с необычной девушкой Клариссой Маклеллан произошла в самом начале романа, она изменила судьбу Гая Монтэга. Монтэг выступил против тоталитарного общества, он не захотел быть как все, а выбрал свой единственный для него трудный путь- путь сохранения книг. Антигерой романа- брандмейстер Битти. Он умён, образован, хитёр и коварен. Битти, прочитав много книг, не заразился «вирусом» сохранения книг и донесения информации, которая есть в книгах до всех людей. Он относится к касте посвящённых, которая должна уничтожать всякое инакомыслие и достижения человеческой культуры, сжигая книги.
Но «рукописи не горят», как сказал великий русский писатель Михаил Булгаков.
Гай попадает в сообщество , сохраняющее строки литературных произведений в своих головах до тех пор, пока тирания не будет уничтожена, а литературная культура не будет воссоздана.
В одно мгновение начинается и оканчивается война, город гибнет. Монтэг с «хранителями» остаётся в живых. После катастрофы они все отправляются в путь. Вот , что думает о ощущает Монтэг в этот момент: «Монтэг чувствовал, что в нём пробуждаются и тихо оживают слова. Что может он сказать такого в этот день, что хоть немного облегчит им путь? Всему своё время. Время разрушать и время строить. Время молчать и время говорить. Да, это так. Но что ещё? Есть ещё что-то, ещё что-то, что надо сказать...
«...И по ту и по другую сторону реки древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающие каждый месяц плод свой; и листья древа- для исцеления народов».
Да, думал Монтэг, вот что я скажу им в полдень. В полдень... когда мы подойдём к городу.»
Так заканчивается книга Рея Брэдбери « 451 градус по Фаренгейту»- книга на все времена. Книга, которая заставит тебя задуматься о многом. Книга- предупреждение и книга- напоминание человечеству. О том, что происходит с обществом и культурой человечества если в жизни каждого человека на первое место выходят не общечеловеческие ценности, а превозносится культ потребления и одинаковость во всём. Книга, которую читают и будут читать многие поколения читателей. И не важно будет это книга на бумаге, или книга на электронном носителе.
С.В.Богданова, вед.библитекарь Центральной библиотеки
|