Поиск
Форма входа
Меню сайта
Категории раздела
Программы, проекты [3] |
Положения [8] |
Повышение квалификации [35] |
Методические издания [13] |
Социология [12] |
Конкурсы [9] |
Сайт ГМУ
Опрос
.
Программы, проекты [3] |
Положения [8] |
Повышение квалификации [35] |
Методические издания [13] |
Социология [12] |
Конкурсы [9] |
Главная » Статьи » Инновационно-методический отдел » Повышение квалификации |
Григорьева И.П. Роль детской библиотеки в формировании культуры чтения (научный руководитель Гречкина М.И., кандидат педагогических наук, доцент кафедры культурологии и искусств ФГАОУ ВПО «СКФУ»)//Социально-культурные и исторические аспекты развития региона: история и современность: материалы [ сборник] /СКФУ.-Ставрополь,2015.- Вып.10.-525с., С.104.
В сборник включены материалы конкурса «Социально -культурные и исторические аспекты развития региона: история и современность», организованного Научной библиотекой СКФУ и Ставропольским государственным музеем-заповедником.
Во всем мире отмечают проблему падения престижа чтения, сокращение времени уделяемого чтению, ухудшение навыков чтения. В настоящее время в современном обществе чтение ориентировано на удовлетворение информационной потребности. В связи с этим, необходимо рассматривать проблему чтения не изолированно, а в широком социокультурном контексте.
Такой подход к разработке программы позволит развить различные взгляды на проблему, выявить проблемные зоны в сфере чтения, сформулировать проблемную ситуацию, определить предмет, цели, задачи, основные направления поиска путей решения проблем и на этой основе определить основные разделы программы поддержки и развития чтения.
По данным социологов число постоянно читающих в нашей стране за последние 10 лет уменьшилось с 49% до 26%. Данные о детском чтении: любят читать - младшие школьники – 33%, старшие – 27%; не любят читать - младшие школьники – 28%, старшие - 30%. Приведённые выше данные говорят о том, что у нас в стране существует серьёзная проблема с детским чтением. Кризис детского чтения проявляется не столько в том, что многие дети перестали читать, сколько в том, что у них не развит интерес к этой сфере занятий .
Читаем мало и в школе, и дома. В первые школьные годы нарушается систематическое и полноценное общение с книгой: резко сокращается чтение взрослого ребёнку. Это одна из причин спада интереса к чтению. Сам ученик будет тянуться к книге тогда, когда будет читать легко, без напряжения. Школьник, читающий по слогам не способен полноценно воспринимать книгу. Именно в этот период, как воздух, необходимо чтение вслух, которое является началом формирования читательского интереса у младших школьников. Роль чтения вслух для детей подчёркивается во многих исследованиях, причём чтение вслух важно, не только для дошкольников и младших школьников, но и в более старшем возрасте. Уроки чтения и внеклассные мероприятия предоставляют широкие возможности для творчества детей, их познавательного развития. Это обсуждение книг, конференции, устные журналы, конкурсы. Они проходят интересно, несут в себе большой эмоциональный заряд.
Очевидно, что пробудить интерес детей к творческому чтению способны только люди творческие, сами испытывающие радость от общения с книгой, способные вести диалог с автором. Детям требуется «читающая» среда, книжное окружение. Только на этой основе возникает желание читать, перерастающее в глубокую духовную потребность. «Читающая» среда должна быть создана прежде всего в семье. Но неоспарима роль детских бибилотек в формировании культуры чтения. Сотрудники библиотек стараются разработать свои проекты, методические рекомендации для популяризации чтения среди юных читателей.
Хочется поделиться опытом детской библиотеки № 26 п. Солнечнодольск. С 2012 года в детской библиотеке №26 п. Солнечнодольск реализуется проект «Подружись с библиотекой», который рассчитан на четыре года и осуществляется в период с 2012 по 2015 годы. Вот некоторые результаты деятельности проекта за прошедшее время.
1 этап. 2012-2013 гг.
2012 год - год создания координационного центра для поддержки и развития чтения. За этот период были проведены ряд мероприятий по реализации данного проекта. Проведение праздничных мероприятий :
- К Дню защитников Отечества - 23февраля. (Месячник мужества «Не смолкнет слава тех военных лет, часы информации
«И в тылу ковалась Победа»);
- К Международному женскому дню 8 марта. («О вкусах не спорят» - мини-диспут, «Красота живет повсюду, важно только верить в чудо».)
- Организация летнего отдыха и трудоустройства детей и подростков в летний период. Международный день защиты детей. Выставка работ граффити, выставка «Рукам умелым - всегда есть дело» - работы из бисера, соленого теста, пластилина, макраме, вышивка и т.д.
- Реализация программы по военно-патриотическому и гражданскому воспитанию молодёжи.
Были проведены социологические исследования (анкетирования: «Чтение в вашей семье», «Книга в твоей жизни», с целью изучения картины чтения). Анкетирование показало, что у большинства семей чтение занимает не последнее место. Почти все родители знают чем интересуются их дети, около 40% опрошенных семей читают с детьми вслух, такой же процент посещают библиотеку вместе с детьми, помогая им выбрать книгу. Для большинства респондентов книга является источником знаний, другом, советчиком и помощником.
– В течении 2012 года были организованны два клуба «Почитай-ка!» и «Хочу все знать». В состав клубов входят дети 7-12 лет.
– Из числа наиболее эрудированных и увлеченных книгой читателей при библиотеке создана волонтерская группа «Книгочеи». Эта группа была создана с целью оказания помощи библиотеке по популяризации книги и чтения среди школьников, воспитанников детского дома «Солнышко».
2 этап. 2013-2014 гг.
В рамках проекта «Подружись с библиотекой» проведен цикл мероприятий о пользе чтения: «Чтение-духовная безопасность России»; «Открой книгу, и чудеса начинаются...»; «Время читать!»; «Книга в твоих руках»; «Книга, о которой я хочу рассказать» и т. д.
Центра чтения «Инициатива. Поиск. Творчество» стал координационно-методическим центром по продвижению чтения в п. Солнечнодольск. За период своего существования в рамках Центра чтения состоялось более 15 крупных мероприятий.
«Фестиваль детского чтения» проводился в целях повышения престижа чтения среди учащихся 1-9 классов средних школ, популяризации деятельности библиотеки в деле пропаганды чтения.
В течении данного периода неоднократно проводились творческие встречи и литературные вечера с писателями и поэтами Солнечнодольска. С. Овсянников, В. Сапунова, Н. Сахвадзе - частые гости детской библиотеки.
Были проведены беседы о пользе чтения, оформлялись книжные выставки как в библиотеке так и в школах. В рамках фестиваля в школах проводились утренники, интеллектуальные игры, викторины, литературно-музыкальные вечера и т. п.
- Конкурс «Знатоки краеведческой литературы» (Сальникова Дарья, Морозов Сережа - учащиеся 7-х классов);
- «Моя первая книга» для учеников 1-4 классов (Матвиенко Настя- учащаяся 3 класса);
- Конкурс плакатов «Я люблю читать» (победитель - Ерина Настя, учащаяся 6 класса).
3 этап реализации проекта. 2015год.
2015год- год 70-летия победы в Вов. В детской библиотеки №26 п.Солнечнодольск проведились праздничные мероприятия, встречи с ветеранами «И пусть поколения знают»... С апреля по май -месячник военной книги «Читаем книги о войне» и т. п.
При подведении итогов проекта, мы добились следующих результатов:
- Популяризировали семейное чтение посредством создания библиотечной информационной среды, с проведением массовых мероприятий.
- Активизировали социальное партнерство с заинтересованными структурами поселка.
- Наладили тесное сотрудничество с образовательными учреждениями.
В перспективе мы планируем добиться следующего:
- Популяризировать семейное чтение посредством создания библиотечной информационной среды, с проведением массовых мероприятий, предусматривающих совместное участие родителей и детей.
- Активизировать социальное партнерство в сфере поддержки чтения, наладить взаимодействие с заинтересованными структурами п. Солнечнодольск. | |
Категория: Повышение квалификации | Добавил: swetlanabar (21.03.2016) | |
Просмотров: 545 |