Иногда, применяя в работе ту или иную форму мы не особенно задумываемся, а что она собой по -настоящему представляет, как сделать её более эффективной, стоит ли вообще использовать её в работе, в условиях своей библиотеки. Все чаще и чаще в библиотеках проходят разнообразные акции. Что это такое и "с чем их едят" можно прочитать в нижеследующем материале:
Царегородцева Н., гл. библиотекарь Национальной библиотеки им.С.Г. Чавайна г.Йошкар-Ола, респ. Марий Эл.
«Акции: их формы, содержание и цели» // Библиотека- 2014.- №9. –С.11.
Сегодня активно применяются библиотеками такие формы работы с читателями, как: фестивали, конкурсы творческих работ, литературные брейнг-ринги, бенефисы читателей, Круглые столы, молодежные уличные флешмобы, поэтические ринги, литературные дилижансы, досье, Дни новой книги, Дни литературных игр, книжное дефиле, поэтические качели, буккроссинги и виртуальные выставки. Но все большую популярность приобретает форма работы – акция. В переводе с лат. аctio- это действие, направленное на достижение какой –либо цели. Чтобы придать важность акции, получить от нее не только общественный резонанс но и эффективный результат, необходимо четко продумать ее цель, содержание и организацию.
Сама акция должна стать ярким комплексным мероприятием событийного характера. Для этого в сценарий акции необходимо включить ключевое событие: театрализованную постановку, красочное шествие, концерт, игру-шоу и т.п.
В рамках акции могут проходить:
-Праздники, презентации, экскурсии;
-Встречи с писателями, ветеранами, известными людьми;
-Дискуссии, конкурсы, фотоконкурсы, викторины;
- Опросы, анкетирования, тестирования, интервью;
-Игры, театрализованные представления;
-Книжные выставки-просмотры, громкие чтения;
При завершении акции необходимо подвести итоги, определить недочеты, проанализировать отзывы участников, отклики в СМИ. Самое главное – донести до людей заявленную ключевую идею.
Библиотеки могут принимать участие в акциях проводимых местными администрациями, отделами работы с молодежью, Советом ветеранов, экологическими и общественными организациями в целях патриотического, нравственного, экологического воспитанию молодежи.
Можно привести следующие примеры акций:
К юбилею района провести акцию по сбору старых фотографий из семейных архивов, запечатлевших облик родного села, города. Собрать и оцифровать фотографии, выпустить тематические пособия, организовать выставку фотографии.
Акции, пропагандирующие здоровый образ жизни- были подготовлены анкеты и памятки о вреде курения и распространены среди жителей города. Ребята-волонтеры производили обмен сигарет на конфеты, а курево, было впоследствии демонстративно уничтожено. Отличительным знаком участников стали оранжевые ленты на запястье с надписью «Нет курению!».
Ко Дню семьи, любви и верности на одной из акций было предложено посоревноваться в играх «От А до Я!» и «Допиши самые важные слова : семья – это...», в конкурсе «Собери пословицу о семье», имели возможность получить в подарок буклеты и памятки, а также букет полевых ромашек.
Экологическая акция «Берегите природу!- библиотекари вместе с населением приняли участие в озеленении поселений, очистке от мусора улиц, родников и берегов рек.
Цикл акций по чтению: пиар-акция «Книги о войне- в каждый класс», «10 дней увлекательного чтения», флешмоб «Мы вновь читаем пушкинские строки».
В период летних месяцев выездные акции: «Выездной читальный зал», «Читальный зал под открытым небом».
Благотворительные акции «Поможем друг другу» (читатели дарят книги», «С миру по книжке», «Корзина радости».
Акция вело-либмоб «Все дороги ведут в библиотеку» к юбилею библиотеки, 9 маршрутов следования были предложены участникам , собранных по виртуальному приглашению, сопровождали велопробег сотрудники ГИБДД. Велосипедисты были украшены воздушными шарами с надписями «Не тормози – в библиотеку иди!». Под звуки духового оркестра участники въехали на бульвар, где был организован открытый читальный зал. Все участники получили сертификаты, сладкие призы и мини-буклеты.
Организация таких мероприятий помогает библиотеке привлечь как можно больше пользователей. Искусство создавать акцию – это искусство создавать событие.
В этом же номере на с.52 статья Л.Соловьевой, гл. библиотекаря ЦГДБ им.Гайдара г.Хабаровска «Читаем, Удивляемся, Делаем открытия» об акции «Мы за читающий Хабаровск» к 155-летию городи и к Общероссийскому дню библиотек.
2015 год - год 70-летия Великой Победы, всегда остаются востребованными романы, повести, рассказы, стихотворения о Великой Отечественной войне писателей-фронтовиков и очевидцев той драматической эпохи:
Тагирова Н., зав. библиотека Техникума железнодорожного транспорта г.Самары «Огненные страницы, написанные кровью сердца» // Библиотекарю- 2014.ю- №9. –С.29.
Книги о войне – наша память. Кому они адресованы? Нам. Всем вместе и каждому в отдельности. Все имена очень хорошо известны – это классика военной художественной литературы, но от этого они не менее интересны и сильны по своему воздействию на читателя.
Юрий Бондарев, с 18 лет на фронтах Великой Отечественный войны, и герои такими же юными попавшие в бой, взрослея и мужая, научились ненавидеть трусость, ложь и фальшь.«Батальоны просят огня», «Последний залп», «Горячий снег», «Берег», «Выбор».
Василь Быков .Герои его произведений преисполнены моральной ответственности перед народом и своей совестью за поступки. Повести «Обелиск», «Сотников», «Пепел», «Журавлиный крик», «Дожить до рассвета», «Пойти и не вернуться» - о человеке на войне, с его несовершенствами и благородством, с трусостью и героизмом.
Борис Васильев. «А зори здесь тихие…» наверное самое известное произведение Б.Васильева о Великой Отечественной войне. Судьба пяти девушек и старшины Васкова не оставляет равнодушными никого уже не одно десятилетие читателей.
Виталий Закруткин «Матерь человеческая» . В этой книге подвиг Марии – подвиг Матери, всех матерей Великой Отечественный войны. Но и образ другой Марии -Пресвятой Богородицы, молящейся о всем человечестве неизбежно приходит на память при чтении этой книги.
Константин Воробьев. От прочтения повести «Убиты под Москвой» хочется одного – чтоб никогда не повторилось то, что произошло с кремлевскими курсантами, погибшими в 1941 году.
Виктор Астафьев. Своеобразной и интересной является повесть «Пастух и пастушка», в произведении сталкиваются два времени: современность и эпоха Великой Отечественной. В бою погибают старики - пастух и пастушка, прикрывая друг друга, преданно обнявшись в свой смертный час. Нельзя пройти и мимо романа В.Астафьева «Прокляты и убиты».
Много интересных книг написано о Великой Отечественной войне. Это повести В.Некрасова «В окопах Сталинграда», В.Распутина «Живи и помни», В.Кондратьева «Сашка», К.Симонова «Живые и мертвые», Ф.Абрамова «Братья и сестры» и другие.
От первого до последнего дня не умолкали голоса поэтов. Вся страна знала наизусть стихотворение К.Симонова «Жди меня», поэма А.Твардовского «Василий Теркин» - получила всенародное признание, замечательны произведения О.Бергольц «Февральский дневник», М.Алигер «Зоя», П.Антокольского «Сын» и многие –многие другие.
Все дальше уходят от нас годы Великой Отечественной войны, все меньше тех, кто не только воевал, но видел и помнил лично, Великую Отечественную войну, но у нас остаются книги, которые полны голосами и надеждами людей, защитивших нашу Родину от фашизма.
Все активнее внедряются в библиотеки компьютерные технологии. Кто-то не может с этим смириться, мечтая вернуться к уютному прошлому, когда в стенах библиотек толпились читатели за новым номером журнала"Знамя ""Юность", "Огонек", за очередным томом Александра Дюма, романом М.Митчелл "Унесенные ветром", но современность требует искать новые пути к сердцам и душам наших читателей:
Ганиева Эльмира, библиотекарь средней школы №2 пгт.Новаганс Ханты –Мансийского автономного округа.
«Эффект мультимедийных презентаций». Технические средства – надежная дорожка к книге// Библиотекарю- 2014.ю- №9. –С.41.
Новые технологии составляют конкуренцию книгам, но и обладают потенциалом для продвижения литературы. Они могут успешно использоваться как в массовой, так и в индивидуальной работе с читателями-детьми и подростками.
Наиболее перспективное направление –применение мултимедийных материалов. Благодаря одновременному воздействию графической, звуковой, фото- и видеоинформации мультимедийные средства обладают большим учебным, познавательным и воспитательным потенциалом.
Использование мультмедиа возможно при проведении: литературно-музыкальных праздников, устных журналов, викторин, обзоров, демонстрации электронных ресурсов, презентаций и т.д. Презентации можно применять практически на каждом мероприятии. Тематика может быть самой разнообразной: краеведение, история, литература, здоровый образ жизни и д.п. Подготовка любого мероприятия – серьезный процесс, включающий разработку сценария, подборку атрибутов, соответствующее оформление, организация книжной выставки, и создавая мултимедийную презентацию также необходимо включить в нее необходимые фотографии, рисунки, портреты, схемы, вопросы викторины, например, видео-материалы.
Примеры презентаций: «Посвящение в читатели»- на слайдах картинки со сказочными героями «Угадай сказочного героя».
Час истории «Русская матрешка»- слайды с видами существующих матрешек, по схема предложенных участникам каждый мог расписать свой вариант матрешки, по приготовленным шаблонам.
Познавательное мероприятие «Правила дорожного движения»- на слайдах представлены различные дорожные происшествия.
Литературный час по творчеству С.Есенина ребятам были предложены портреты Есенина в разные годы жизни, фотографии его родных мест, стихотворения.
Применение презентаций вызывает интерес у ребят, несет положительный
Эффект и стимулирует интерес к чтению .
Библиотекари - творческие люди и умеют привлечь читателей даже в городском парке:
Наталья Куличенко , зав. отделом Национальной библиотеки Респ.Северная Осетия – Алания.
Библиотека стала инициатором интересной акции – «Летний читальный зал: отдыхаем с книгой». // Библиотека.- 2014.- №10.- С.1-2.
В городском парке был расположен импровизированный читальный зал, работали два раза в неделю: во вторник с 10.00. и до 13.00, в четверг с 14.00 до 17.00., кроме дождливых дней.
Гостей ждали не только книги, но конкурсы и призы, просмотры мультфильмов и художественных фильмов, прослушивание аудио-записей.
Читателю выдавалась книга, но регистрировался он не в формуляре, а на форзаце книги, которую он должен после прочтения передать кому захочет, так книга «шагает» до окончания проекта. Участник, сдавший книгу вовремя получает неожиданный приз.
Читальный зал был открыт для всех гуляющих в парке: для родителей с детьми, пенсионеров, школьников и всех желающих.
Всем читателям были предложены буклеты, закладки, другая библиотечная печатная продукция, также было проведено одно из заседаний поэтического «Чай-клуба», были расставлены мольберты, бумага и краски, чтобы желающие могли что-то нарисовать.
Своей акции библиотекари хотели приблизить литературу к читателю, стимулировать общественный интерес к книге.
Библиотека - это не только хранилище книг, библиотека несет в себе культуру, в первую очередь великого русского языка:
Леонтьева Т., главный библиотекарь Областной научной библиотеки им.Белинского г.Калуги
Великий и могучий. О методах популяризации русского языка // Библиотека.- 2014.- №10.- С.7
Язык является важнейшей составляющей национальной культуры. Необходимость сохранения русского языка и поднятия престижа правильной речи в обществе признана у нас на государственном уровне.
Муниципальные библиотеки обладают немалым выбором форм и методов работы, направленных на сохранение, поддержку и развитие русского языка.
Пушкинский день России и Пушкинский праздник поэзии, День славянской письменности и культуры, Всемирный день поэзии, а также фестивали, вечера, выставки, приуроченные к юбилейным датам классиков отечественной словесности, местных авторов.
Например к Пушкинскому празднику поэзии был подготовлен целый комплекс мероприятий:
Устный журнал «Душа моя, ангел мой: рассказ в письмах» (Пушкин и Гончарова),ретро-экспозиция декоративно-прикладного творчества преподавателей и учащихся художественных школ «И сквозь века и поколенья…»;
Выставочный проект «Все волновало нежный ум…», литературный круиз по Пушкинским местам, буклет «Пушкинский день России».
Вечер «Романсы XIX века», деятельность Пушкинских клубов «Под знаком Пушкина» и «Пушкинское общество».
Художественная классическая литература развивает мышление, воображение, дает прекрасные образцы литературного языка. Развивая интерес к русской классике развивается интерес к русскому языку.
Проект «Нескучная классика», размещенный на сайте Обнинской ЦБС, предлагает читателям страницы о самых интересных сегодняшних монографиях, критических статьях и интернент-ресурсах, посвященных творчеству признанных всеми авторов. Классику надо предлагать созвучно современным реалиям. Для этого предлагается для читателей цикл диспутов «Нужна ли классика сегодня?».
Литературное направление является ведущим во многих читательских клубах и читателям Обнинска был предложен конкурс на лучшее стихотворение о родном городе.
В целях расширения круга партнеров библиотек на мероприятия приглашаются литераторы, ученые –филологи, деятели искусства, педагоги. В перспективе такие проекты, как «День русской речи», литературный пикник ко Дню города, программы «Читающий парк», «Читальный зал под зонтиком».
Социологические исследования популярны в библиотечной среде, но чаще всего мы интересуемся мнением читателей о книгах, чтении и библиотеке, а что думают о своей профессии сами библиотекари:
Цыретарова Б., главный библиограф Национальной библиотеки г.Улан-Удэ, Бурятия.
В череде будней: как трудятся и к чему стремятся специалисты на селе // Библиотека.- 2014.- №10.- С.46
Муниципальные библиотеки максимально приближены к людям, а как чувствуют себя сотрудники библиотеки, какова востребованность библиотекарей в местном сообществе?
В ноябре-феврале 2013-2014 г.г. в 19 районах Бурятии проводился социологический опрос «Библиотека местного сообщества: профессиональная роль и повседневная жизнь». Задача исследования- выявление уровня профессиональной самооценки библиотечных специалистов. Охватило исследование 531 библиотечного работника.
Наибольшее число специалистов считают, что «хорошая работа» - это «работа, которая должна быть по душе» 66,9%, «работа с высоким заработком» - 60,8%, «работа должна быть нужной обществу, приносить пользу» - 51,8%.
Вопрос «Почему Вы работаете именно библиотекарем?» показал, что 53.3% выбрали профессию, так как считают ее творческой; 47,6% видят возможность приносить пользу людям, 41,8% имеют возможность духовно расти, читать.
На вопрос «В какой мере Вас удовлетворяет работа библиотекаря?» 46,1% удовлетворены работой частично, полностью – 23%, 18 человек – не удовлетворены совсем., 3,4%.
63,5% библиотекарей считают работу библиотекаря непрестижной,12,1% - совсем непрестижной.
43,5%- не готовы и не собираются менять профессию,19,2 % - готовы и собираются. Таким образом, несмотря на то, что большинство считает профессию библиотекаря не престижной не собираются ее менять.
«Что кроме заработной платы может повысить интерес к работе?»- 21,8% считают, что улучшение и увеличение книжного фонда.20,5% - считают главным улучшение материально-технической базы, 14,7% -видят основу во внедрении новых технологий, 13,7 % считают, что надо повышать престиж профессии.
92% библиотекарей принимают участие в мероприятиях своих сел и городов.
По окончании анализа социологического исследования были сделаны выводы о том, что библиотечные работники постоянно повышают свой профессиональный уровень, но ограниченность финансовых возможностей не позволяет раскрыть в полной мере весь потенциал библиотекарей.
И опять об инновациях, но теперь с помощью всемирной сети Интернет:
Хакимова Т., зав. отделом Межпоселенческой библиотеки г.Звенигово, респ. Марий Эл.
«Приют мысли» авторский канал для библиофилов// Библиотека.- 2015.- №11.-С.34
Встретив случайно на улице молодых читателей, интересуюсь, почему так давно не посещали библиотеку. В ответ показывают новые планшеты, ссылки на электронные базы, куда «закачаны» не только учебники, но и художественная литература. Теперь библиотечные будни заполнены по большей части коллективными посещениями читателей, которых привлекают клубы по интересам, встречи с известными людьми, конкурсы…
Что же делать библиотеке, чтобы оставаться востребованной? Искать нетрадиционные формы общения с читателями. Одна из них – организация книжного канала на YouTube для популяризации чтения. YouTubе(youtube.com)- самый большой и популярный видео-сайт.Он возник с 2005 г. как сервис, на котором каждый может разместить свое видео и показать всему миру. Зарегистрировавшись здесь можно загружать видео во всех распространенных форматах. Наша библиотека организовала свой канал «Приют мысли».Стали снимать небольшие монологи о книгах, брать отдельные темы для обсуждения. Наш адрес: Mara book, там вы услышите “Что можно почитать в минуту грусти», «Почему сегодня так популярен романа Фицджеральда «Великий Гэтсби?» и др. Новые ролики появляются раз в две недели. Постоянный подписчиков канала 860 человек. Канал представлен на сайте «Одноклассники». В канун Дня знаний начал набирать количество просмотров ролик «Что делать, если ребенок не хочет идти в школу». Думаем, что книжный канал – эта одна из эффективных форм пропаганды книги.
|