Четверг, 27.02.2020, 21:13
Поиск
Форма входа

Меню сайта
Справка

2017 год Экологии
Погода
Опрос
Независимая оценка качества предоставления услуг
Всего ответов: 65
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
.
Главная » Статьи » Инновационно-методический отдел » Повышение квалификации

Обзор профессиональной прессы: журнал "Библиотека".

Иногда, применяя в работе ту или иную форму мы не особенно задумываемся, а что она собой по -настоящему представляет,  как сделать её более эффективной, стоит ли вообще  использовать  её в работе, в условиях своей библиотеки. Все чаще и чаще в библиотеках проходят разнообразные  акции.  Что это такое и "с чем их едят"  можно прочитать в нижеследующем материале:

Царегородцева Н., гл. библиотекарь Национальной библиотеки им.С.Г. Чавайна г.Йошкар-Ола, респ. Марий Эл.
«Акции: их формы, содержание и цели» // Библиотека-  2014.-  №9. –С.11.

Сегодня активно применяются библиотеками такие формы работы с читателями, как: фестивали, конкурсы творческих работ, литературные брейнг-ринги, бенефисы читателей, Круглые столы, молодежные уличные флешмобы, поэтические ринги, литературные дилижансы, досье, Дни новой книги, Дни литературных игр, книжное дефиле, поэтические качели, буккроссинги и виртуальные выставки. Но все большую популярность приобретает  форма работы – акция. В переводе с лат. аctio- это действие, направленное на достижение какой –либо цели. Чтобы придать важность акции, получить от нее не только общественный резонанс но и эффективный результат, необходимо четко продумать ее цель, содержание и организацию.
  Сама акция должна стать ярким  комплексным мероприятием событийного характера. Для этого  в сценарий акции необходимо включить ключевое  событие: театрализованную постановку, красочное шествие, концерт, игру-шоу и т.п.
  В рамках акции могут проходить:
-Праздники, презентации, экскурсии;
-Встречи с писателями, ветеранами, известными людьми;
-Дискуссии, конкурсы, фотоконкурсы, викторины;
- Опросы, анкетирования, тестирования, интервью;
-Игры, театрализованные представления;
-Книжные выставки-просмотры, громкие чтения;
При завершении акции необходимо подвести итоги, определить недочеты, проанализировать отзывы участников, отклики в СМИ. Самое главное – донести до людей заявленную ключевую идею.
   Библиотеки  могут  принимать участие  в акциях  проводимых местными администрациями, отделами работы с молодежью,  Советом ветеранов, экологическими  и общественными  организациями в целях патриотического, нравственного, экологического воспитанию молодежи.
 Можно привести следующие примеры акций:  
   К юбилею района провести акцию по сбору старых фотографий из семейных архивов, запечатлевших облик родного села, города. Собрать и оцифровать фотографии, выпустить  тематические пособия, организовать выставку фотографии.
    Акции,  пропагандирующие здоровый образ жизни- были подготовлены анкеты и памятки о вреде курения и распространены среди жителей города. Ребята-волонтеры производили обмен сигарет на конфеты, а  курево,  было впоследствии демонстративно уничтожено. Отличительным знаком участников  стали оранжевые ленты  на запястье с надписью «Нет курению!».
   Ко Дню семьи, любви и верности  на одной из акций было предложено посоревноваться в играх «От А до Я!» и «Допиши самые важные слова : семья – это...», в конкурсе «Собери пословицу о семье», имели возможность  получить в подарок буклеты и памятки, а также букет полевых ромашек.
   Экологическая акция «Берегите природу!- библиотекари вместе с населением приняли участие в озеленении поселений, очистке от мусора улиц, родников и берегов рек.
 Цикл акций по чтению: пиар-акция «Книги о войне- в каждый класс», «10 дней увлекательного чтения», флешмоб «Мы вновь читаем пушкинские строки».
 В период летних месяцев выездные акции: «Выездной читальный зал», «Читальный зал под открытым небом».
 Благотворительные акции «Поможем друг другу» (читатели дарят книги», «С миру по книжке», «Корзина радости».
 Акция  вело-либмоб  «Все дороги ведут в библиотеку» к юбилею библиотеки,  9 маршрутов следования были предложены участникам , собранных по виртуальному приглашению, сопровождали велопробег сотрудники ГИБДД. Велосипедисты были   украшены воздушными шарами с надписями «Не тормози – в библиотеку иди!». Под звуки духового оркестра участники въехали на бульвар, где был организован открытый читальный зал. Все участники получили сертификаты, сладкие призы и мини-буклеты.
  Организация таких мероприятий помогает библиотеке привлечь как можно больше пользователей. Искусство создавать акцию – это искусство создавать событие.

В этом же номере на с.52 статья Л.Соловьевой, гл. библиотекаря ЦГДБ им.Гайдара г.Хабаровска «Читаем, Удивляемся, Делаем открытия» об акции «Мы за читающий Хабаровск» к 155-летию городи и к Общероссийскому дню библиотек.

2015 год  -  год 70-летия Великой Победы, всегда остаются востребованными романы, повести, рассказы, стихотворения  о Великой Отечественной войне писателей-фронтовиков и очевидцев той драматической эпохи:

Тагирова Н., зав. библиотека Техникума железнодорожного транспорта г.Самары «Огненные страницы, написанные кровью сердца» // Библиотекарю-  2014.ю-  №9. –С.29.
Книги о войне – наша память. Кому они адресованы? Нам. Всем вместе и каждому в отдельности. Все имена очень хорошо известны – это классика военной художественной литературы, но от этого они не менее интересны и сильны по своему воздействию на читателя.
   Юрий Бондарев, с 18 лет на фронтах Великой Отечественный  войны, и герои такими же юными попавшие  в бой, взрослея и мужая, научились ненавидеть трусость, ложь и фальшь.«Батальоны просят огня», «Последний залп», «Горячий снег», «Берег», «Выбор».
   Василь Быков .Герои его произведений  преисполнены моральной ответственности перед народом и своей совестью за поступки. Повести «Обелиск», «Сотников», «Пепел», «Журавлиный крик», «Дожить до рассвета», «Пойти и не вернуться» - о человеке на войне, с его  несовершенствами и благородством, с трусостью и героизмом.
     Борис Васильев.  «А зори здесь тихие…» наверное самое известное произведение Б.Васильева о Великой Отечественной войне. Судьба пяти  девушек и старшины Васкова не  оставляет равнодушными никого уже не одно десятилетие читателей.
   Виталий Закруткин «Матерь человеческая» . В этой книге подвиг Марии – подвиг Матери, всех матерей Великой Отечественный войны. Но и образ другой Марии -Пресвятой Богородицы, молящейся о всем человечестве неизбежно приходит на память  при чтении этой книги.
  Константин Воробьев. От прочтения повести «Убиты под Москвой» хочется одного – чтоб никогда не повторилось то, что произошло с кремлевскими курсантами, погибшими в 1941 году.
     Виктор Астафьев. Своеобразной и интересной является повесть «Пастух и пастушка», в произведении сталкиваются два времени: современность и эпоха Великой Отечественной.   В бою погибают старики - пастух и пастушка, прикрывая друг друга, преданно обнявшись в свой смертный час.  Нельзя пройти и мимо романа В.Астафьева «Прокляты и убиты».
   Много интересных книг написано о Великой Отечественной войне. Это повести В.Некрасова «В окопах Сталинграда», В.Распутина «Живи и помни», В.Кондратьева «Сашка», К.Симонова «Живые и мертвые», Ф.Абрамова «Братья и сестры» и другие.
    От первого до последнего дня не умолкали голоса поэтов. Вся страна  знала наизусть стихотворение К.Симонова «Жди меня»,  поэма А.Твардовского «Василий Теркин» - получила всенародное признание,  замечательны произведения О.Бергольц «Февральский дневник»,  М.Алигер «Зоя», П.Антокольского «Сын» и многие –многие другие.
    Все дальше уходят от нас годы  Великой Отечественной войны,  все меньше  тех, кто не только воевал,  но  видел  и помнил лично, Великую Отечественную войну, но у нас остаются книги, которые полны  голосами и надеждами  людей,  защитивших  нашу Родину от  фашизма.


   Все активнее внедряются в библиотеки компьютерные технологии. Кто-то не может с этим смириться, мечтая  вернуться к уютному прошлому, когда в стенах библиотек толпились читатели за новым номером  журнала"Знамя ""Юность", "Огонек", за очередным томом Александра Дюма, романом М.Митчелл "Унесенные ветром", но  современность требует искать новые пути к сердцам и душам наших читателей:

Ганиева Эльмира, библиотекарь средней школы №2 пгт.Новаганс Ханты –Мансийского автономного округа.
«Эффект мультимедийных  презентаций». Технические средства – надежная дорожка  к книге// Библиотекарю-  2014.ю-  №9. –С.41.
Новые технологии составляют конкуренцию книгам, но и обладают потенциалом для продвижения литературы. Они могут успешно использоваться как в массовой, так и в индивидуальной работе с читателями-детьми и подростками.
 Наиболее перспективное направление –применение мултимедийных материалов. Благодаря одновременному воздействию графической, звуковой, фото- и  видеоинформации  мультимедийные средства обладают большим учебным, познавательным и воспитательным потенциалом.
   Использование мультмедиа возможно при проведении: литературно-музыкальных праздников, устных журналов, викторин, обзоров, демонстрации электронных ресурсов, презентаций  и  т.д.    Презентации можно применять практически на каждом мероприятии. Тематика может быть самой разнообразной: краеведение, история, литература, здоровый образ жизни и д.п.    Подготовка  любого мероприятия – серьезный процесс, включающий разработку сценария, подборку атрибутов, соответствующее  оформление, организация книжной выставки, и создавая мултимедийную презентацию  также необходимо включить в нее необходимые фотографии, рисунки, портреты, схемы, вопросы викторины, например, видео-материалы.
    Примеры презентаций: «Посвящение в читатели»- на слайдах картинки со сказочными героями «Угадай сказочного героя».
   Час истории «Русская матрешка»- слайды с видами существующих матрешек, по схема предложенных участникам каждый мог расписать свой вариант матрешки, по приготовленным шаблонам.
  Познавательное мероприятие «Правила дорожного движения»- на слайдах представлены различные дорожные происшествия.
  Литературный час  по творчеству С.Есенина  ребятам были предложены портреты Есенина в разные годы жизни, фотографии его родных мест, стихотворения.
   Применение презентаций  вызывает интерес у ребят, несет положительный
Эффект и стимулирует  интерес к чтению .

Библиотекари - творческие люди и умеют привлечь читателей даже в городском парке:

Наталья  Куличенко , зав. отделом Национальной библиотеки Респ.Северная Осетия – Алания.
Библиотека стала инициатором интересной акции – «Летний читальный зал: отдыхаем с книгой». // Библиотека.- 2014.- №10.- С.1-2.
В городском парке был расположен импровизированный читальный зал, работали два раза в неделю: во вторник  с 10.00. и до 13.00, в четверг с 14.00 до 17.00.,  кроме дождливых дней.
  Гостей ждали не только книги, но конкурсы и призы, просмотры мультфильмов и художественных фильмов, прослушивание аудио-записей.
Читателю выдавалась книга, но регистрировался он не в  формуляре, а на форзаце книги, которую он должен после прочтения передать  кому захочет, так книга «шагает» до окончания проекта. Участник, сдавший книгу вовремя получает неожиданный приз.
   Читальный зал был открыт для всех гуляющих в парке: для родителей с детьми, пенсионеров, школьников и всех желающих.
    Всем  читателям были предложены буклеты, закладки, другая библиотечная  печатная продукция, также  было проведено одно из заседаний поэтического «Чай-клуба»,  были  расставлены мольберты, бумага и краски, чтобы желающие могли что-то нарисовать.
   Своей акции библиотекари хотели приблизить литературу к читателю, стимулировать общественный интерес к книге.

Библиотека - это не только хранилище книг, библиотека  несет в себе культуру, в первую очередь великого русского языка:

Леонтьева Т., главный библиотекарь Областной научной библиотеки им.Белинского г.Калуги
Великий и могучий. О методах популяризации русского языка // Библиотека.- 2014.- №10.- С.7
Язык является важнейшей составляющей национальной культуры. Необходимость сохранения русского языка и поднятия престижа правильной речи в обществе признана у нас на государственном уровне.
   Муниципальные библиотеки обладают немалым выбором форм и методов работы, направленных на сохранение, поддержку и развитие русского языка.
Пушкинский день России и Пушкинский праздник поэзии, День славянской письменности и культуры, Всемирный день поэзии, а также фестивали, вечера, выставки, приуроченные к юбилейным датам классиков отечественной словесности, местных авторов.
  Например к Пушкинскому празднику поэзии был подготовлен целый комплекс мероприятий:
Устный журнал «Душа моя, ангел мой: рассказ в письмах» (Пушкин и Гончарова),ретро-экспозиция декоративно-прикладного творчества преподавателей и учащихся художественных школ «И сквозь века и поколенья…»;
Выставочный проект «Все волновало нежный ум…», литературный круиз по Пушкинским местам, буклет «Пушкинский день России».
Вечер «Романсы XIX века»,  деятельность Пушкинских клубов «Под знаком Пушкина» и «Пушкинское общество».
 Художественная классическая литература развивает мышление, воображение, дает прекрасные образцы литературного языка. Развивая интерес к русской классике развивается  интерес к русскому языку.
 Проект «Нескучная классика»,  размещенный  на сайте  Обнинской ЦБС, предлагает читателям страницы о самых интересных сегодняшних монографиях, критических статьях и интернент-ресурсах, посвященных  творчеству признанных всеми авторов. Классику надо предлагать созвучно современным реалиям. Для этого предлагается для читателей цикл диспутов «Нужна ли классика сегодня?».
  Литературное направление является ведущим во многих читательских клубах и читателям Обнинска был предложен конкурс на лучшее стихотворение о родном городе.
   В целях  расширения круга партнеров библиотек на мероприятия приглашаются  литераторы, ученые –филологи, деятели искусства, педагоги. В перспективе такие проекты, как «День русской речи», литературный пикник ко Дню города,  программы «Читающий парк», «Читальный зал под зонтиком».

Социологические исследования популярны в библиотечной среде, но чаще всего мы интересуемся мнением  читателей о книгах, чтении  и библиотеке, а что думают о своей профессии сами библиотекари:
Цыретарова Б., главный библиограф Национальной библиотеки г.Улан-Удэ, Бурятия.
В череде будней: как трудятся и к чему стремятся специалисты на селе // Библиотека.- 2014.- №10.- С.46
Муниципальные библиотеки максимально приближены к людям, а как чувствуют себя сотрудники библиотеки, какова  востребованность  библиотекарей  в местном сообществе?
В ноябре-феврале 2013-2014 г.г. в 19 районах Бурятии проводился социологический  опрос «Библиотека местного сообщества: профессиональная роль и повседневная жизнь». Задача исследования- выявление уровня профессиональной самооценки библиотечных специалистов. Охватило исследование 531 библиотечного работника.
  Наибольшее число специалистов считают, что «хорошая работа» - это «работа, которая должна быть по душе» 66,9%, «работа с высоким заработком» - 60,8%,  «работа должна быть нужной обществу, приносить пользу» - 51,8%.
  Вопрос «Почему  Вы работаете именно библиотекарем?» показал, что 53.3% выбрали профессию, так как считают ее творческой; 47,6% видят возможность приносить пользу людям, 41,8% имеют возможность духовно расти, читать.
  На вопрос «В какой мере Вас удовлетворяет работа библиотекаря?» 46,1% удовлетворены работой частично, полностью – 23%, 18 человек – не удовлетворены совсем., 3,4%.
63,5% библиотекарей считают работу библиотекаря непрестижной,12,1% - совсем  непрестижной.
43,5%- не готовы и не собираются менять профессию,19,2 % - готовы и собираются. Таким образом, несмотря на то, что большинство считает профессию библиотекаря не престижной не собираются ее менять.
  «Что кроме заработной платы  может повысить интерес к работе?»- 21,8% считают, что улучшение и увеличение книжного фонда.20,5% - считают главным улучшение материально-технической базы, 14,7% -видят основу во внедрении новых технологий, 13,7 % считают, что надо повышать престиж профессии.
92% библиотекарей принимают участие в мероприятиях  своих сел и городов.
   По окончании анализа социологического исследования были сделаны выводы о том, что библиотечные работники постоянно повышают свой профессиональный уровень, но ограниченность финансовых возможностей не позволяет раскрыть в полной мере весь потенциал библиотекарей.

И опять об инновациях, но теперь с помощью всемирной сети Интернет:
  Хакимова Т., зав. отделом Межпоселенческой библиотеки г.Звенигово, респ. Марий Эл.
 «Приют мысли» авторский канал для библиофилов// Библиотека.- 2015.- №11.-С.34
Встретив случайно на улице молодых читателей, интересуюсь, почему так давно не посещали библиотеку. В ответ показывают новые планшеты, ссылки на электронные базы, куда «закачаны» не только учебники, но и художественная литература. Теперь библиотечные будни заполнены по большей части коллективными посещениями читателей, которых привлекают клубы по интересам, встречи с известными людьми, конкурсы…
 Что же делать библиотеке, чтобы оставаться востребованной? Искать  нетрадиционные формы общения с читателями. Одна из них – организация книжного канала на YouTube для популяризации чтения. YouTubе(youtube.com)- самый большой и популярный видео-сайт.Он возник с 2005 г. как сервис, на котором каждый может разместить свое видео и показать всему миру. Зарегистрировавшись здесь можно загружать видео во всех  распространенных форматах. Наша библиотека  организовала свой канал «Приют мысли».Стали снимать небольшие монологи о книгах, брать отдельные темы для обсуждения. Наш адрес: Mara  book, там  вы  услышите “Что можно почитать в минуту грусти»,  «Почему сегодня так популярен романа Фицджеральда «Великий Гэтсби?» и др. Новые ролики появляются раз в две недели. Постоянный подписчиков канала   860 человек. Канал представлен на сайте «Одноклассники».  В канун Дня знаний начал набирать количество просмотров ролик «Что делать, если ребенок не хочет идти в школу». Думаем, что книжный канал – эта одна из эффективных форм пропаганды книги.


 

Категория: Повышение квалификации | Добавил: swetlanabar (06.03.2015)
Просмотров: 900