«Поэт из страны детства»
Сценарий театрализованной постановки к 100-летнему юбилею С.В.Михалкова.
Оформление: видео презентация по творчеству С. Михалкова "Добрый Весёлый талант", аудиозапись песни на слова поэта "Песенка друзей", портрет автора, высказывание К.И.Чуковского:
"Стих у Михалкова, то озорной, то насмешливый, неотразимо певуч, лиричен, и в этом его главная сила."
Цели и задачи: обобщить и систематизировать знания учащихся о жизни и творчестве писателя. Познакомить зрителей с его пьесами, вспомнить любимые стихи и песни поэта и в игровой форме закрепить полученные знания.
Кто на лавочке сидел, Дело было вечером,
Кто на улицу глядел, Делать было нечего…
Толя пел, Борис молчал,
Николай ногой качал.
Репортёр. Дорогие друзья, телезрители и радиослушатели! Мы начинаем наш праздничный репортаж… Стоп, стоп! Оператор, возьмите меня крупным планом. Вот так. Дорогие друзья, мы начинаем наш праздничный репортаж прямо с детской игровой площадки, где проходят праздничные мероприятия празднования 100-летнего юбилея Сергея Михалкова. Многим из вас хорошо известны его стихи, а некоторые, может быть, только сегодня познакомятся с жизнью и творчеством замечательного писателя, автора многочисленных пьес, сценариев, басен, переводов. Перед началом представления мы возьмём интервью у самых активных его почитателей. (Обращается к детям.) Что вы можете сказать о творчестве Михалкова?
Участники программы читают стихотворение о
С. Михалкове.
Мы читали Михалкова
И учили наизусть
И теперь мы точно знаем
Что его боится грусть.
Мы читали «Про Мимозу» - это раз!
Про «словечки» и «колечки» - это два!
Знаем песни Михалкова.
Все вы знаете такого?
Зрители отвечают…
Репортёр. Итак, мы продолжаем праздничный репортаж - вы видите, дорогие зрители, как сегодня здесь весело и шумно! Подобные мероприятия стали традиционными, я бы даже сказал любимыми для нашего города! Все участники готовятся к грандиозному представлению. (Обращается к учительнице) Здравствуйте, представьтесь!
Учительница. Я учительница, учу первоклашек.
Репортёр. А вы знакомы с творчеством С. Михалкова?
Берёт интервью.
Учительница. Конечно, мы знаем и любим поэта и очень рады, что сегодняшний день мы проведем в компании веселых друзей – героев произведений С. Михалкова. За свою долгую жизнь Михалков создал много произведений и для взрослых и для детей. Папы, мамы, бабушки и дедушки до сих пор помнят его "Дядю Степу"- большого человека по прозванию "Каланча". В этом произведении Михалков просто, весело и увлекательно рассказывает о мужестве и благородстве людей. А есть и продолжение у дяди Степы! Дети, назовите! ( «Дядя Степа – милиционер», «Дядя Степа и Егор», »Дядя Степа - ветеран»). Мы, взрослые, выросли на его книгах, и продолжаем считать его своим поэтом, а любимые стихотворения читаем своим ученикам, детям, внукам.
Инсценировка стихотворения «Прививка». Слышится крик учительницы:
Учительница: На прививку! Первый класс!
Мальчик:(хвастается) Вы слыхали? Это нас!...-
Если только кто бы знал бы,
Я прививки не боюсь;
Если надо - уколюсь!
Ну, подумаешь, укол!
Укололи и - пошёл...
Это только трус боится
на укол идти к врачу,
Лично я при виде шприца
Улыбаюсь и шучу.
Я вхожу одним из первых
В медицинский кабинет.
У меня стальные нервы
Или вовсе нервов нет!
Если только кто бы знал бы,
Что билеты на футбол
Я охотно променял бы
На добавочный укол!..
-На прививку! Первый класс!
-Вы слыхали? это нас!..-
Почему я встал у стенки?
У меня... дрожат коленки...
Репортёр. Сергей Владимирович родился в Москве 12 марта 1913 года в семье потомственных дворян. Отец Владимир Александрович имел юридическое образование, занимался восстановлением народного хозяйства. Мать Ольга Михайловна была сестрой милосердия и учительницей. Поэтому первоначальное образование Сергей Михалков получил дома, а в обычную школу пошел учиться в 4 классе. С 10 лет начал сочинять стихи и, коротая вечера, выпускал домашний рукописный «литературно-художественный журнал». Сколько писем с отказами получил Михалков, пока, наконец, в одном из журналов не появились его впервые напечатанные стихи!.. А вот вижу, к нам, приближается праздничная процессия, украшенная цветами и шарами. Любители творчества Михалкова со всего района приехали на праздник, чтобы принять участие в грандиозном представлении. Давайте сейчас узнаем настроение масс. А вот вы, юноша, что можете сказать?
Инсценировка стихотворения «Тридцать шесть и пять». Рассказчик смотрит на градусник.
А у меня опять: И у меня опять:
Тридцать шесть и пять! Тридцать шесть и пять!
Озабоченно и хмуро Я на него дышу, дышу
Я на градусник смотрю: И про себя прошу, прошу:
Где моя температура? «Родная, маленькая ртуть!
Почему я не горю? Ну поднимись ещё чуть чуть! Почему я не больной? Ну поднимись хоть не совсем-
Я здоровый! Что со мной? Остановись на тридцать семь!»
У меня опять: Прекрасно! Тридцать семь и два!
Тридцать шесть и пять! Уже кружится голова!
Живот потрогал – не болит! Пылают щёки (от стыда!)…
Чихаю-не чихается! -Ты не здоров, мой мальчик?
И кашля нет! И общий вид -Да…
Такой как полагается! Я опять лежу в постели-
И завтра ровно к девяти Не велели мне вставать.
Придётся в школу мне идти А у меня на самом деле-
И до обеда там сидеть - Тридцать шесть и пять!
Читать, писать и даже петь!
И у доски стоять молчать.
Не зная, что же отвечать…
Репортёр. Продолжая праздничный репортаж в честь 100- летнего юбилея С. Михалкова, хочу добавить, что с первого дня Великой Отечественной войны Михалков в числе многих литераторов был мобилизован для работы в армейской печати. Побывал практически на всех фронтах - говорил с фронтовиками по душам, балагурил, поддерживал в трудные минуты и не прекращал свою литературную деятельность. Творческое наследие военных лет вошло в сборники «Служу Советскому союзу» и «Фронтовая муза». Как вы, знаете, народная мудрость гласит, чтобы определить сорт яблони, груши, качество плода - нужно сорвать плод и попробовать его. А как дать оценку творчеству писателя или поэта?
Берёт интервью.
Девочка. Нужно прочитать его произведения.
Звучит современная музыка. На сцену выходят участники программы – дворовая компания.
Девочка 1. Дело было вечером,
Делать было нечего
Кто на лавочке сидел,
Кто на улицу смотрел.
Девочка 2.Дима ел (держит пакетик с чипсами),
Девочка 3. Влад играл… (Влад держит тетрис)
Девочка 4. Николай стихи читал.
Дело было вечером,
Делать было нечего…
Влад. Как бы братцы оторваться…
Дима. Может быть в театр податься?
Влад. Димон, ты что, совсем плохой?
Я в театр ни ногой…
Коля. (Мечтательно) Хоть раз в театре бы побывать…
Влад. Я и сам могу всё показать…
Инсценировка пьесы «Не та квартира…»
Звучит песня «Куда уходит детство…»
Репортёр. «Откуда я родом? Я родом из детства» - вспоминаем мы слова прекрасного писателя, создавшего одну из лучших сказок о ребёнке. А что вспоминаете вы, услышав имя Сергея Владимировича Михалкова? Наверное, вы вспоминаете своё детство? А об этом мы спросим спешащую, неизвестно куда бегущую толпу ребят!
Берёт интервью в такте с участниками.
Звучит музыка. На сцену выбегают участники представления. Располагаются в центре и продолжают бег на месте. Если один, останавливаясь, говорит, то другие в это время продолжают бег.
Девочка 1(прекратив бег). Сергей Михалков – нет, не помню, мне вообще некогда! (В руках телефон) Надо всё успеть: сделать уроки, погулять с собакой, посидеть в Интернете, проверить, кто в друзья добавился…(Бежит.)
Девочка 2(прекращает бег). Фотки в одноклассники не забыть выложить…(Бежит.)
Далее этот принцип сохраняется
Девочка 3. Игру проверить надо, я на ферме давно не была…
Мальчик 1. Ещё видео новое посмотреть надо, которое мне Светка отметила…
Девочка 4. Если добавить ещё двоих, то у меня будет шестьсот друзей!
Мальчик 2. Стоп! Хватит!
Все останавливаются и образуют две группы.
(К мальчику 3.) Сколько у тебя друзей?
Мальчик 3. Сто восемьдесят.
Мальчик 2. А помнишь, когда ты ногу сломал, к тебе хоть один пришёл?
Мальчик 3 молчит и отворачивается.
(К мальчику 1.) А когда ты не понял тему по информатике, где были твои компьютерные гении?
Мальчик 1 молчит и отворачивается. Все образуют единую группу.
Мальчик 3. Мне нужна была поддержка, когда мои родители разводились, но никто, представляете, никто из моих друзей «В контакте» об этом не подумал.
Девочка. Мы живём в виртуальной реальности и, у нас совсем нет времени читать интересные книги. Мы всё время бежим за призрачной, навязанной нам мечтой.
Мальчик 1.А я каждый день играю в онлайн – игры и совсем забыл, как здорово иногда поиграть в футбол с настоящими друзьями…
Мальчик 2. А у меня есть такой друг, он - настоящий. Его нет «В контакте» у меня в друзьях, но мы дружим с ним с пяти лет и мы во всём друг другу помогаем… (ребята расходятся в разные стороны.)
Инсценировка пьесы «Чужая роль»
Репортёр. Услышав имя Сергея Владимировича Михалкова, одни из нас вспоминают своё детство, и представляют себе автора весёлых, искромётных стихотворений. Перед другими возникает образ мудреца, который в своих баснях остроумно отобразил эпоху и характеры людей. Иные представляют себе поклонника Мельпомены, который своими пьесами, занявшими прочную нишу в репертуаре детских театров и театров сатиры, воспитывал в людях любовь и доброту, изобличал в жизни зло и коварство, а некоторые узнают его, как сказочника, после пересказа веселой сказки "Три поросенка".
Звучит песня «Ярмарка», на сцену выводит упирающуюся корову старик, обращается к репортёру:
Старик. Мил человек, не подскажешь, как нам на ярмарку попасть?
Инсценировка сказки «Как старик корову продавал»
Участники. Как видите друзья, сколько удивительных стихотворений и пьес для детей и взрослых написал поэт. Их интересно показывать как маленькие пьесы, интересно петь как песни. А всего интереснее – самим взять книжку и прочитать ещё раз про дядю Стёпу, мальчика-мимозу, весёлых поросят и ещё о многом, многом другом.
Участники. Но всё же самое знаменитое произведение, слова к которому сочинил С. Михалков – главная песня страны гимн РФ. В 1944 году прозвучал Гимн Советского Союза на слова С.В. Михалкова, а в 2001 году его стихи вновь участвуют в конкурсе на новый Гимн, и снова побеждает Михалков.
Участники. Он попробовал себя в жанре детской кинофантастики, написав сценарий для фильмов: "Москва-Кассиопея", "Отроки во Вселенной". Он автор идеи и главный редактор сатирического киножурнала «Фитиль», который в своих сюжетах высмеивал негативные явления в стране, а младший брат «Фитиля» - «Ералаш» - сделался любимым киносборником детей и взрослых.
Участники. Наверное, нет в стране ни одного человека, который не был бы знаком с творчеством Сергея Владимировича. По многим произведениям Михалкова сняты мультфильмы. Многие пьесы ставились на сценах театров.
Участники. К сожалению сегодня его уже нет с нами. Сергей Владимирович умер 27 августа 2009 года и под звуки оружейных залпов и Гимна России был похоронен на Новодевичьем кладбище. В этом году ему исполнилось бы 100 лет. На этом наша встреча завершается, но не заканчивается дружба с Сергеем Владимировичем Михалковым и с его книгами, которые согреты его добром, юмором.
Использованная литература:
1. Александров В.П. Сергей Михалков: биография творчества. – 2-е изд., доп.-М.:Современник,1986.-217 с., портр. С ил.
2. Михалков С.В. Что такое счастье/ С.В.Михалков. – М.: Эксмо, 2007.-320 с.:ил.
3. Михалков С.В. Пьесы. Сценарии, миниатюры. –Тбилиси.: Издательство «Ганатлеба», 1989. – 345 с.
4. Михалков С.В. Настроение. – М.:Современник, 1973.-560 с.
5. Коваленко Н.М.Счастливый человек // Читаем, учимся, играем.-2010.-№10.-с.36-42.
6. Давыдова М.А. Кто придумал Дядю Стёпу? // Читаем, учимся, играем. -2012. - №12.-с.24 -27.