Одним из главных защитников природы среди писателей XIX века был Антон Павлович Чехов. Размышляя о причинах несчастливости, «недотепистости» человека, считал, что при нынешних взаимоотношениях между человеком и природой, человек обречен быть несчастным при любой социальной системе, любом уровне материального благополучия. Он писал: «Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа». В его произведениях тема экологии звучит отчётливо. Так в уста доктора Астрова (пьеса Дядя Ваня) писатель вложил своё отношение к природе: «Ты можешь топить печи торфом, а сараи строить из камня. Ну, я допускаю, руби леса из нужды, но зачем истреблять их? Русские леса трещат под топором, гибнут миллиарды деревьев, опустошаются жилища зверей и птиц, мелеют и сохнут реки, исчезают безвозвратно чудные пейзажи, и все оттого, что у ленивого человека не хватает смысла нагнуться и поднять с земли топливо».
В рассказе «Свирель», об экологических проблемах говорит не учёный, не интеллигент, а малограмотный и нищий пастух. «Человек из народа» искренне любит свою страну и переживает за ее судьбу. В бесхитростном мужицком разговоре писатель изложил проблемы экологического оскудения земли российской: уменьшение численности зверей и дичи в лесах, рыбы в реках, об обмелении рек, иссушении водоёмов. В результате показана гибнущая экосистема России, а вместе с ней – слабеющий и вырождающийся русский народ.
Фабрика из рассказа «Случай из практики», кажется огромным чудовищем, поработившим и работников, и своих хозяев, она ненасытна, разъедает и окружающую среду, и души людей.
Айтматов Ч. Т. Плаха : роман / Чингиз Айтматов. -М: Детская литература, 2011. – 377 с.: ил., портр. – (Школьная библиотека)
Чингиз Айтматов в произведении показал, как человек своими руками разрушает красочный мир природы. Он буквально всё сносит и уничтожает на своём пути, не думая об окружающей природе. Экологическая составляющая романа передана через описание жизни волков и противоборства между волком и человеком. В «Плахе» волки не просто противопоставлены людям, они очеловечены, наделены благородством. Волк у Айтматова – намного человечнее, чем сам человек. Всего лишь затруднения с планом мясосдачи послужили поводом для массового уничтожения горных сайгаков, жестоких издевательств и поджога. Люди ради своих целей могли "выпотрошить земной шар, как тыкву", не думая о том, что природа может отомстить им рано или поздно…
Астафьев В. П. Царь-рыба : повествование в рассказах / В. П. Астафьев. – Москва : Эксмо, 2008. – 509 с. – (Русская классика)
Человек и природа, их единство и противоборство - стержневая тема в произведениях Виктора Астафьева. В произведении «Царь-рыба» он пишет о том, как варварское отношение к природным ресурсам, такое как браконьерство, нарушает заведенный в мире порядок. Жестокость к животным - одно из средств уничтожения моральной чувствительности человека. «Духовно браконьерствуя» по отношению ко всему, что его окружает, человек начинает разрушаться личностно. Схватка с «природой» заставляет главного героя новеллы, Игнатьича, задуматься о своей жизни, о совершенных им грехах. Автор показывает нам и малых браконьеров, нарушающих запреты на охоту и рыбную ловлю, и больших, готовых ради плана разорить всю тайгу. «Нам только кажется, - подчеркивает писатель, - что мы преобразовали тайгу... Нет, мы лишь ранили ее, повредили, истоптали, исцарапали, ожгли огнем…».
Васильев Б. Л. Не стреляйте в белых лебедей: роман/ Б. Л. Васильев. – Москва: Детская литература, 1981. – 239 с.: ил.
Главный герой романа Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» Егор Полушкин беспредельно любит природу, всё то, что его окружает. Работает он всегда на совесть, живёт смирно, по законам сердца и совести, а всегда виноватым оказывается. Причина этому в том, что не мог Егор нарушить гармонию природы, боялся вторгаться в живой мир. Герой понимал природу, и она понимала его. Он умел «слышать и понимать тишину», видеть красоту «отдыхающей природы, и единственное, что ему хотелось, так это зачерпнуть ладонями эту нетронутую красоту и бережно, не замутив и не расплескав, принести её людям». Но люди не понимали его и считали не приспособленным к жизни, а Егор призывал беречь и уважать родную землю. «Никакой человек не царь ей, природе-то. Не царь, вредно это – царём-то зваться. Сын он её, старший сыночек. Так разумным же будь, не вгоняй в гроб маменьку». В конце романа, Егор погибает от рук тех, кто не понимает красоту природы, кто привык покорять её. Но подрастает сын Полушкина, Колька, который сможет заменить своего отца. Станет любить и уважать родную землю, беречь её. Роман Б. Васильева утверждает непобедимость добра, необходимость сострадания и любви ко всему живому на земле.
Леонов Л. М. Русский лес.- М: Советский писатель, 1970 – 364 с.
Роман «Русский лес» — о настоящем и будущем страны, которое воспринимается в тесной связи с сохранностью природных богатств. Главный герой романа — Иван Матвеич Вихров, лесник по профессии и призванию, так говорит о русской природе: «Пожалуй, никакие лесные пожары не нанесли столько ущерба нашим лесам, как этот обольстительный гипноз былой лесистости России. Истинное количество русских лесов всегда измерялось с приблизительной точностью».
Залыгин С.П. Экологический роман//Новый мир .- 1993.-№12
В 1993 году Сергей Павлович Залыгин, писатель, редактор журнала «Новый мир», пишет одно из последних своих произведений, которое называет «Экологический роман». Главная тема романа – Чернобыльская катастрофа. Чернобыль здесь не только глобальная трагедия, но и символ вины человека перед природой. Осознать себя частью природы, не разрушать её и себя – вот к чему призывает «Экологический роман».
Паустовский К. Г. Повесть о лесах / К. Г. Паустовский; худож. Бордюг С. – Москва: Детская литература, 1982. – 175 с.: ил. – (Школьная библиотека).
Известная повесть К. Паустовского не только о любви к природе, но и о том, как её, природу, надо сохранить. Главные герои книги – лесники. «Повесть о лесах» написана в послевоенное время (1948 г.), поэтому в ней актуальна мысль о необходимости защиты природы от разрушительной силы войны, уничтожившей огромные площади лесов. Вмешательство человека в природу приобретает в этой пове-сти двойственный характер - это и разрушение (действия фашистов), и созидание (восстановление национального богатства русскими людьми).Герой повести Петр Максимович говорит о послевоенных планах: «Минует война, надо будет восстанавливать леса, а это дело … длительное». Этот персонаж совершает подвиг мужества и самоотверженности, сохраняя в блокадном Ленинграде семена быстрорастущих деревьев и злаков.
Распутин В. Прощание с Матёрой: повесть. – Москва: Детская литература, 2009. – 350 с.: ил. – (Школьная библиотека)
«Прощание с Матёрой» - повесть о жизни и умирании маленькой деревеньки Ма-тёра на реке Ангара. Кто-то из власть имущих принял решение построить на реке ГЭС, и десятки деревень, в числе которых и Матёра, обречены быть затопленными. Жители Матёры не могут смириться с этим. Для них затопление деревни – их личный Апокалипсис. Кажется, вместе с людьми плачет и природа. Величествен образ старого дерева: его пытались срубить – отскакивают топоры, спилить - не берут пилы, поджечь - не горит. Так сопротивляется и вся природа: как ни крушат её - все еще стоит. Но ведь и ее силы не беспредельны. А если не выдержит? Останется ли жив сам человек?
“... Кто мы на этой земле — хозяева или временные пришельцы: пришли, побыли, ни прошлого нам не нужно, ни будущего у нас нет?” – заставляет нас задуматься автор.
Экологическая тематика широко представлена в фондах библиотек района. Уважаемые пользователи, приглашаем вас посетить наши библиотеки и ознакомиться с художественной и публицистической литературе по экологии.
Использованные материалы:
https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fwww.HerzenLib.ru%2Fecology%2Fdocs%2Fregion_center%2Fhud_lit_1.doc&name=hud_lit_1.doc&lang=ru&c=57f35dc63d64
http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2013/10/27/ekologicheskaya-problema-v-literature
http://refdb.ru/look/2790466-p2.html
Источник: http://magazines.russ.ru/novyi_mi/1993/12/zalig.html |