Лесков Николай Семенович родился в селе Горохово Орловской губернии. В настоящее время это Свердловский район Орловской области. Отец писателя, Семен Дмитриевич Лесков, был всесторонне развитым человеком, происходил из семьи священника, в молодые годы учился в семинарии, но затем поступил в уголовную палату, где преуспел, дослужившись до высшего чина.
Мать, Мария Петровна Лескова (урожд. Алферьева) происходила родом из обедневшей дворянской семьи. Две старшие сестры были замужем, одна - за богатым помещиком, другая - вышла за состоятельного англичанина. Младший брат успешно занимался медициной, еще в достаточно молодом возрасте он получил звание доктора наук. Детство будущего писателя прошло в родном селе Горохово, а затем семья, в 1839 году переехала в село Панино, расположенное близ города Кромы, где будущий писатель стал узнавать народную жизнь.
Несколько лет юный Лесков проучился в гимназии, после чего поступил писцом в Орловскую палату уголовного суда. После смерти отца Н.С.Лесков переселился в Киев, где жил его дядя, являвшийся профессором университета. Молодой человек поступил на службу в Киевскую казенную палату и стал вольнослушателем гуманитарного факультета университета, увлекся изучением польского языка, принимал участие в студенческом кружке религиозно-философской направленности, познакомился с преподавателями университета и иконописцами Киево-Печерской Лавры. Он много читал, в том числе и произведения на злободневные темы.
Огромное влияние на жизнь и последующее творчество Лескова оказала служба Николая агентом в компании мужа тетки «Шкотт и Вилькенс» –англичанина А.Я Шкота ( Скотта), который служил управляющим имений Нарышкина и графа Перовского. По делам компании Лескову приходилось много ездить по России, и эти поездки дали будущему писателю много живых и ярких наблюдений. Вернувшись из последней поездки, Николай Семенович впервые взялся за перо, хотя свой писательский дар он обнаружил в себе не сразу. В 1861 году писатель переехал в Петербург и занялся литературой всерьез. Его публицистические произведения вскоре обратили на себя внимание читателей, в 1862 году Николай Семенович становится постоянным сотрудником газеты “Северное сияние”. А с 1863 года начинается его писательская деятельность, когда в свет выходят первые рассказы: “Житие одной бабы” и “Овцебык”, а также роман “Некуда”. В котором, как и в изданном через несколько лет романе «На ножах», писатель выразил негативное отношение к революционерам, называемых в то время «нигилистами», сторонников революционных преобразований. Эти романы были отрицательно восприняты многими современниками писателя; некоторые даже высказывали предположение, что роман «Некуда» написан Лесковым по заказу III Отделения. Однако дарование писателя по-настоящему проявилось в таких произведениях, как «Леди Макбет Мценского уезда», «Воительница», «Старые годы в селе Плодомасове», «Захудалый род» и «Соборяне». Стоит сказать несколько слов о хронике «Соборяне». В этом произведении писатель проводит идею о том, что духовенство является не только хранителем традиционных ценностей, но и способно спасти Россию от раздирающих ее противоречий.
Обобщенный образ России встает со страниц рассказа «Запечатленный Ангел» и повести «Очарованный странник», которые практически сразу завоевали успех у читателей. А сказ о тульском оружейнике-самородке «Левша» стал одним из самых заметных произведений писателя.
Лесков очень ценил и тщательно изучал безграничную и богатую стихию народной речи и русского языка. Свои произведения он украшал неологизмами собственного сочинения, жаргонными словечками и народными выражениями. Писатель создавал свои произведения в разных жанрах — новеллы-анекдота, сказки, легенды, мемуарной повести и так далее — это предполагало и существенное различие в художественном стиле. Нужно отметить, что Лесков достиг больших успехов в языковой стилизации. В цикле рассказов «Заметки неизвестного» писатель удачно имитировал язык XVIII века, в «Заячьем ремизе» он использовал эзоповскую манеру повествования, легенда «Прекрасная Аза» написана красочным языком, а рассказ «Под Рождество обидели» создан в изысканно-простой манере. Л. Н. Толстой называл Лескова «писателем будущего». Действительно, масштаб и своеобразие дарования этого писателя были оценены по достоинству только в XX веке. М. Горький написал ряд статей, посвященных судьбе и творчеству Н. С. Лескова, Б. М. Эйхенбаум в своих работах анализировал особенности сказовой манеры Лескова, Б. М. Кустодиев создал серию иллюстраций к произведениям писателя. Д. Д. Шостакович написал оперу «Катерина Измайлова» по рассказу Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»; многие произведения Лескова были поставлены на театральной сцене, а также экранизированы.
23 февраля 1895 года Николай Семенович Лесков скончался. Похоронен писатель на Литераторских мостках Волкова кладбища в Санкт-Петербурге.
На фотографическом портрете писателя, хранящемся в Доме-музее Лескова в Орле, имеется следующий автограф: «Совесть – это наилучшая нравоучительная книга, которою мы имеем и с которою следует почаще советоваться». Незадолго до смерти писатель говорил «Я отдал литературе всю жизнь <…> и я не должен “соблазнить” ни одного из меньших меня и должен не прятать под стол, а нести на виду до могилы тот светоч разумения, который мне дан Тем, пред очами Которого я себя чувствую и непреложно верю, что я от Него пришёл и к Нему опять уйду»
Память о прекрасном русском писателе Николае Семеновиче Лескове увековечена в названиях улиц многих городов, в Орле открыт дом-музей, памятник, в школах изучают его произведения
Наиболее известные произведения Николая Семеновича Лескова
Рассказы:
"Овцебык"
"Железная воля"
"Однодум"
"Несмертельный Голован"
"Привидение в замке"
"Святочный рассказ"
"Тупейный художник"
Повести:
"Леди Макбет Мценского уезда"
"Воительница"
"Запечатленный ангел"
"Очарованный странник"
"На краю света"
"Левша"
Романы:
"Некуда"
"Обойденные"
"Островитяне"
"На ножах"
"Соборяне"
"Захудалый род"
"Чертовы куклы"
Экранизации произведения Н.С. Лескова
Го́споди, услы́ши моли́тву мою — фильм Натальи Бондарчук. (1991) Снят по мотивам рассказа Н. С. Лескова «Зверь» и «житиям Преподобного Сергия Радонежского»[1]. Особый акцент в фильме сделан на религиозности и вере. В главных ролях: Наталия Белохвостикова, Александр Дерябин-Савелов, Наталья Бондарчук, Александр Кулямин
«Драма из старинной жизни» — советский полнометражный цветной художественный фильм, поставленный на Киностудии «Ленфильм» в 1971 году режиссёром Ильёй Авербахом. Фильм поставлен по рассказу Н. С. Лескова«Тупейный художник».Премьера фильма в СССР состоялась 27 ноября 1972 года.В главных ролях: Елена Соловей, Анатолий Егоров,Евгений Перов
«Катерина Измайлова» — экранизация одноимённой оперы Д. Д. Шостаковича на сюжет повести Н.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». (1966г.) Режиссёр Михаил Шапиро.В главных ролях: Галина Вишневская, Артём Иноземцев, Николай Боярский.
«Левша» — советский мультипликационный фильм в технике перекладки, снятый в 1964 году режиссёром Иваном Иванов-Вано.Эпиграф к мультфильму: «Замечательным русским умельцам прошлого, настоящего и будущего посвящается этот фильм».
«Левша́» — художественный фильм по мотивам одноимённой повести Н. С. Лескова (1986г.).Режиссёр Сергей Овчаров. В главных ролях: Николай Стоцкий, Владимир Гостюхин, Леонид Куравлёв, Юрий Яковлев
«Леди Макбет Мценского уезда» — советский художественный фильм 1989 года, снятый по мотивам одноименной повести Н. С. Лескова. Режиссёр: Роман Балаян. В главных ролях: Наталья Андрейченко, Александр Абдулов
«На ножа́х» — многосерийный российский телевизионный фильм Александра Орлова, экранизация одноимённого романа Николая Семёновича Лескова. 1998 г.В главных ролях: Елена Майорова, Николай Добрынин, Сергей Виноградов, Алла Будницкая
«Очарованный странник» — советский художественный фильм, экранизация одноимённой повести Н. С. Лескова (1990 г.)Последний фильм режиссёра Ирины Поплавской, объединяющий и завершающий её творческие поиски. В главных ролях: Александр Михайлов, Андрей Ростоцкий, Лидия Вележева.
«Подмосковные вечера» — художественный фильм, снятый Валерием Тодоровским в 1994 году. Лента представляет собой современную интерпретацию повести Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Во французском прокате картина шла под названием «Katia Izmailova».Премьера фильма состоялась на Каннском фестивале в 1994 году. В главных ролях: Ингеборга Дапкунайте, Владимир Машков, Алиса Фрейндлих
«Сибирская леди Макбет» — фильм польского режиссёра Анджея Вайды по мотивам повести Николая Лескова «Леди Макбет Мценского уезда», снятый в Югославии. Анджей Вайда вдохновлялся не только повестью Лескова, но и оперой Дмитрия Шостаковича с её печальной судьбой. Оператор фильма Александр Секулович и исполнительница роли Катерины Измайловой Оливера Маркович получили призы на национальном фестивале югославского кино в Пуле (1962).
В статье использованы материалы:
http://www.interesno1.net/интересные-факты-из-жизни-лескова/
http://russian7.ru/2013/02/7-interesnyx-faktov-o-nikolae-leskove/
http://lit-helper.com/p_jizn-_i_tvorchestvo_n__s__leskova
http://www.pravoslavie.ru/62828.html
Лесков А.Н. « Жизнь Николая Лескова по его личным, семейным и несемейным записям и памятям» В 2-х т.т .// http://az.lib.ru/l/leskow_a_n/text_1948_zhizn_nikolaya_leskova-1.shtml |