Пятница, 15.11.2024, 08:19
Поиск
Форма входа

Меню сайта
Справка

2017 год Экологии
Погода
Опрос
Независимая оценка качества предоставления услуг
Всего ответов: 71
Статистика
Онлайн всего: 16
Гостей: 16
Пользователей: 0
.
Главная » Статьи » 16+ » Абитуренту

Письмо выпускнику из XIX века
"Вам минуло 16 лет. Детство Ваше, мирное и беспечное, миновало окончательно. До сих пор за Вас думали, о Вас заботились, все для Вас устраивали другие. Наступает пора, когда Вам самому необходимо думать о себе и устраивать будущую жизнь свою. Если до сих пор, отдаваясь вполне руководству и распорядку, Вы не ставили перед собой серьезно, эти вопросы должен ставить перед собою всякий молодой человек Ваших лет, если хочет действительно чем-нибудь быть, действительно что-нибудь значить на этом свете. Истинное богатство взрослого человека вот в чем состоит. Он должен сознавать в себе внутреннюю силу – разумения, умения и воли. Он должен всегда знать, чего хочет и что делает. Он должен уметь: кто умеет и делает, тот спасен на этом свете. Он должен стоять на своих ногах и держаться крепко своей силой, чтобы на него можно было опереться, а не он опирался бы на других, и не искал бы, как слепец вождя. Он должен чувствовать, что нужен, и не даром живет на свете и кругу своем. Вот идеал, который Вам надобно ставить перед собой, на который надо смотреть. Вот в какого человека Вам необходимо вырасти. Поверьте, что этот идеал и для Вас таков же, каков и для последнего из бедных и незнатных.
Всякой мягкой и нежной натуре предстоит особенная и страшная опасность – изнежиться и излениться. Вам, повторяю, и по натуре и по положению легче, чем кому другому, излениться и изнежиться. Все Вас зовут к наслаждению, и самое добро, которое Вы делаете, достается Вам обыкновенно без труда, а все Вас за него хвалить готовы. Вы неохотно делаете кому-либо неприятность; но Вам и нетрудно уклониться от случая сделать ее. Это движение сердца само по себе хорошее, но и оно может довести до лени, до уклонения от всякого неприятного столкновения, когда долг обязывает не избегать его. Так, под предлогом доброго побуждения может развиться в душе самый тонкий эгоизм и может довести человека до того, что он, будучи в сущности добрым, но исполняя во всем свои желаниям предавшись неге, становится орудием зла в руках недобросовестных людей. Доброй и мягкой натуре великая опасность распуститься в чувственности, в наслаждении, в красоте жизни. И поэтому натура, подобно Вашей, должна крепко бороться со своим инстинктом, употреблять все усилия к тому, чтобы собрать и сосредоточить себя суровой правдой, трудом, воздержанием. Не стану дольше останавливаться на этой нужде, которую, конечно, и сами Вы чувствуете. Боюсь и утомить Вас. Но позвольте мне указать еще несколько добрых советов, в чем Вам больше всего надобно показать свои усилия и к чему направлять свою волю. Примите их от меня благодушно.
Самый первый совет вот какой. Храните себя в правде и чистоте мысли. Во всяком движении сердца и мысли справляйтесь в совести с началом правды Божией. Вам немало говорили об этом в детстве; но что в детстве было натвержено, к тому иногда молодость перестает совеститься, когда выходят из детства. Но Вы, свято храня детскую веру, не забывайте ставить себя перед Богом. Это основной регулятор жизни – до самого конца, и Боже избави ослабить его, а его нетрудно совсем обессилить привычкою к сделкам с совестью.
Второе. Учитесь жить своим умом и своим умением. В Вашем положении можно представить себе, что своего умения не нужно: потому что отовсюду станут предлагать Вам чужой ум и чужое умение, с тем, чтоб выдать и то, и другое за Ваше собственное. Берегитесь поддаваться этой склонности, а лень и нега будут подталкивать на нее. Вы услышите такие слова: «Вам стоит приказать, и мы все для Вас сделаем, все приготовим». И затем, отдавшись такому влечению, мало-помалу Вы можете вообразить, что в самом деле сами все это делаете.
Приказать нетрудно; но хорошо приказывать, когда отдаешь себе отчет в том, что приказываешь, когда сам разумеешь дело и можешь рассудить, так ли исполнено. В противном случае тот, кто приказывает, становится на самом деле в зависимость от того, кто делает, и только себя обольщает. Для того, чтобы приказать, надобно знать; для того, чтобы знать, надобно потрудиться. И... ничего этого не приобретете, если не воспитаете и не утвердите в себе привычку к труду и добросовестности в труде. Выше всего правило – делать всякое дело, какое на Вас положено, большое и малое, добросовестно и вправду, то есть делать его самому, своим трудом, своей мыслью, своим интересом, своею ревностью. Если теперь, в годы воспитания, к этому не привыкнете, то после уже будет труднее вдесятеро, едва ли возможно.
А после, во время настоящей, государственной деятельности, которая предстоит Вам, эта привычка и будет для Вас бесценна. Где бы Вы ни были потом – в военном деле, в администрации, в совещательном собрании, главный вопрос будет все тот же: чем Вам быть, человеком, который дает себе отчет в том, что думает, говорит и делает и знает, что хочет, - или получеловеком, который не имеет определенного, сознательного мнения, и говорит и действует только по случайному впечатлению. Где бы Вы ни действовали, где бы Вы ни заседали, прежде, чем объявить своем мнение, надобно дать себе труд самому изучить дело.
А как достигнуть того, чтобы умственный труд не казался тягостью. Для этого нужно, чтоб умственный труд не казался тягостью. Для этого нужно, чтоб умственный интерес нравственный не засыпал в Вас, чтоб это было для Вас первый интерес в жизни. Духа не угашайте. А угасить его можно, и как легко еще можно. Стоит только дать себе поблажку плыть по течению, отдаться всему тому, что открывает Вам в жизни красивую перспективу и что зовет Вас к наслаждению чувств.
И вот третий совет. Блюдите в себе цельность духовного, умственного нравственного интереса, чтоб он был у Вас на первом месте, а не интерес чувственный. Дух оживляет, а не плоть. Воспитывайте в себе мысль твердую, здоровую, основательную, любите знание, развивайте вкус к чтению, к разумной беседе. Берегитесь умножать и разнообразить свои развлечения. От привычки к ним происходит, наконец, скука, самое ужасное состояние, до которого доходят путем развлечения и наслаждения. Нет ничего плачевнее молодого человека, когда он до того дошел, что повторяет: скучно! Все надоело! И ищет убить время свое время в каком-нибудь пустом развлечении и, отходя от него усталый, опять говорит: скучно! Он не может оставаться один. В одиночестве тоска и пустота одолевают его; он теряет способность сам по себе заняться и бежит от уединения в обществе себе подобных, но и оттуда выносит скуку.
А Вы потрудитесь устроить себя так, чтобы уединение не страшило Вас, а радовало. Когда умеет человек прислушаться к голосам мысли, то в уединении эти голоса явственнее отзываются у него в душе, и он радуется тишине и досугу. 
Четвертое. Смотрите за собою, к каким людям Вас тянет и с какими становится Вам неловко и тяжело. Берегитесь, если Вам кажется удобнее и приятнее с людьми легкими, ничтожными или с забавными и льстивыми, которые Вам потакают, подчиняются, исполняют Ваши желания, подделываются под Ваши вкусы, стремятся веселить Вас и веселится с Вами; если, напротив того, Вам неловко и тяжело с такими людьми, с которыми Вы должны сдерживать себя, смотреть за собою, наблюдать за своими речами и манерами. Если в этой склонности запустить себя, можно дойти до такого состояния, в котором только мелкие и ничтожные люди сносны человеку, а от людей серьезных он всячески уклоняется.
Пятое. Наконец скажу Вам: где бы Вы ни были, чтобы Вы ни делали, не забывайте, кто Вы такой и к чему Ваше положение обязывает.... Это Ваш долг, Ваше призвание, Ваш талант, который Вы обязаны разрабатывать. Горе Вам, если забудете. Если забудете, что это дар Божий и дело на Вас возложено Богом. С ним связан великий долг, и как бы ни казался он иногда тяжел, Вы не вправе снимать его с себя.
А если подумать, сколько добра Вы можете сделать, сколько добрых намерений внушить, поддержать, привести в действие, сколько спящих сил оживить; сколько людей привлечь своим сочувствием, - все благодаря Вашему положению, дающему Вам безграничную возможность действовать на людей во имя добра и правды; это такая доля, для которой можно пожертвовать многими и многими прелестями самозабвения; это такая жемчужина, из-за которой можно пожертвовать многими и многими прелестями самозабвения; это такая жемчужина, из-за которой добрый купец продает все, что имеет, чтобы только купить ее. Помоги Вам, Боже, быть таким добрым купцом. И если желание Ваше горячо, если воля Ваша к этому твердо направлена, Бог Вам поможет, и нам, любящим Вас пошлет утешение увидеть Вас человеком мысли и дела на благо нашего отечества.
Не посетуйте на меня, что утомил Вас долгим чтением, и примите слова мои сердцем и простою мыслью, как они от сердца и простой мысли Вам сказаны".
К.П. Победоносцев  Великом князю С.А. Романову , к его 16-летию.
 
Историческая справка:
Великий князь Серге́й Алекса́ндрович  Романов(29 апреля (11 мая) 1857 Царское Село — 4 (17) февраля 1905, Москва) — пятый сын Александра II; Московский генерал-губернатор. Супруг преподобомученицы великой княгини Елизаветы Феодоровны. Погиб от бомбы революционера Каляева.
Пётр Васи́льевич Победоно́сцев (22 сентября (3 октября) 1771 года, Москва — 30 сентября (12 октября) 1843 года, Москва), русский словесник, писатель, переводчик, профессор Московского университета[1], статский советник, кавалер многих орденов.
 Его высоко ценили такие великие русские гении и общественные деятели как Ф.И. Тютчев, К.Н. Леонтьев, С.А. Рачинский, А.А. Фет, Н.Н. Страхов, И.С. Аксаков, М.Нестеров, В.Васнецов, М.П. Мусоргский, В.В. Розанов. Л.Н. Толстой и В.С. Соловьёв вели с ним страстную дискуссию о смертной казни. Крепкая дружба связывала Победоносцева с Ф.М. Достоевским, часто посещавшим его в обер-прокурорском доме на Литейном проспекте. Приходил он в трудные минуты на помощь П.И. Чайковскому. 
Многие годы К.П. Победоносцев был преподавателем будущего императора Александра III и его братьев, в том числе Сергей Александровича Романова.
по материалов сайтов:
http://ros-lagen.narod.ru/Obzor_Sergey_Aleksandrovih.htm
http://funeral-spb.ru/necropols/else/pobedonostsev/
http://ru.wikipedia.org/ 
Категория: Абитуренту | Добавил: Svetlana (18.06.2014)
Просмотров: 968